Инвестиционная стратегия Забайкальского края до 2020 года утверждена распоряжением губернатора региона от 15 декабря 2014 г. № 496-р.
Документ разрабатывался в соответствии с документами стратегического планирования федерального, окружного и краевого уровня. Основной целью названо повышение инвестиционной привлекательности региона, развитие инфраструктуры по привлечению инвестиций, малого и среднего предпринимательства, механизмов государственно-частного партнерства, формирование условий для увеличения притока инвестиций и новых технологий в экономику Забайкальского края.
В инструментах реализации Стратегии выделен широкий перечень мероприятий, в том числе:
- расширение господдержки инвестиционной деятельности;
- реализация планов развития монопрофильных муниципалитетов;
- развитие минерально-сырьевой базы для ускоренного роста добывающей промышленности;
- создание условий для образования межрегионального агропромышленного кластера;
- проработка вопроса газификации региона;
- создание промышленных парков;
- стимулирование создания кластеров;
- создание условий для развития бизнеса, в том числе с повышением роли органов местного самоуправления в этом процессе.
В документе дана оценка экономического потенциала Забайкальского края. Выделен ресурсно-сырьевой потенциал - минерально-сырьевые (уголь, радиоактивное сырьё, железо, цветные и благородные металлы, ювелирные и поделочные камни), водные, лесные, рекреационные, иные возобновляемые природные ресурсы.
Проанализированы состояние и перспективы социально-экономического развития Забайкальского края - промышленного производства, инфраструктуры, лесного и строительного комплекса, сельского хозяйства, внешнеэкономической деятельности, потребительного рынка, финансового сектора и так далее.
Выделены отраслевые и территориальные приоритеты инвестиционного развития. Основными отраслями, которые обеспечат рост экономики региона, названы минерально-сырьевой комплекс и горнорудная промышленность, топливно-энергетический, агропромышленный, строительный, лесопромышленный комплекс, металлургический и машиностроительный комплексы. Специализацией экономики названо комплексное освоение минерально-сырьевых и иных ресурсов в сочетании с развитием транспортной логистики, а также приграничное сотрудничество. Драйверами новой экономики Забайкалья названы индустриальные зоны (Забайкальский и Чарский горно-металлургические комплексы), а также торгово-промышленная зона в Забайкальске, деревообрабатывающая промышленность, строительная индустрия и агропромышленный комплекс.
Выделен ряд проектов в инфраструктурном строительстве - строительство железнодорожных линий Нарын - Лугокан, Новая Чара - Чина, Чара - Апсатская, Приаргунск - Березовское, реконструкция федеральных автодорог с обходом крупных населенных пунктов, модернизацию транспортной системы Читы, восстановление и развитие сети аэропортов местных воздушных линий. Также в Стратегии выделена необходимость строительства 4-го энергоблока Харанорской ГРЭС и ЛЭП для выдачи ее мощности в западном и восточном направлении.
В отдельном разделе проанализирована инвестиционная активность и институциональная среда.
В Стратегии описана инфраструктура господдержки инвестиционной активности:
- координирующие органы в правительстве края (Совет по вопросам кредитно-финансовой и инвестиционной политики, Совет по улучшению инвестиционного климата);
- федеральные институты развития (Российская венчурная компания; Российский фонд фундаментальных исследований; Инвестиционный фонд Российской Федерации; Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства);
- региональные институты развития (Фонд инвестиционного развития, Фонд поддержки малого предпринимательства, Гарантийный фонд, Забайкальская лизинговая компания и так далее);
- нормативно-правовая база;
- меры государственной поддержки (налоговые льготы, субсидирование части процентной ставки и лизинговых платежей, предоставление госгарантий и так далее);
- возможность присвоения инвестпроектам статуса проекта краевого значения (даёт возможность снизить ставку налога на прибыль, налога на имущество, размер арендных платежей за госимущество и земли, находящиеся в госсобственности, получить инвестиционный налоговый кредит по региональным налогам);
- возможность присвоения статуса приоритетного инвестиционного проекта Забайкальского края (снижение ставки налога на прибыль, размера арендных платежей за госимущество и земли, находящиеся в госсобственности, получение инвестиционного налогового кредита по региональным налогам).
В Стратегии выделена необходимость создания Корпорации развития Забайкальского края, это названо ключевой задачей развития институциональной среды региона.
Большое внимание в стратегии уделено развитию малого и среднего предпринимательства. Проведен анализ текущей ситуации, выделены основные проблемы (недостаточная конкурентоспособность продукции малых предприятий, высокие тарифы, дефицит кадров, ограниченная инфраструктура, неразвитость отношений малого и среднего бизнеса с крупным бизнесом, слабая корпоративная культура предпринимательства).
Перечислены основные цели развития предпринимательства - увеличение числа субъектов малого и среднего бизнеса, изменение отраслевой структуры для расширения сферы оказываемых услуг. Определены инструменты для решения этих задач. Выделены приоритетные направления развития предпринимательства - производство товаров народного потребления, сельскохозяйственной продукции, деревообработка, строительство и производство строительных материалов и так далее. При этом ряд направлений вынесены в приоритет при распределении мер господдержки - разработка и производство новых видов продукции и услуг; экспортное направление; предприятия, использующие в работе инновационные разработки и перерабатывающие вторичное сырьё. В особый приоритет выделено развитие предпринимательства среди коренных и малочисленных народов Севера.
Основные ожидаемые результаты реализации Стратегии:
- увеличение объема инвестиций в основной капитал к 2020 году до 160,4 млрд руб., или на 41%;
- инвестиции на душу населения - 145,65 тыс. руб., рост в 2,8 раза к году;
- рост доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции до 10%;
- увеличение объема инвестиций в малый и средний бизнес на 50%;
- увеличение удельного веса занятых в малом и среднем предпринимательстве края до 35% от численности занятых в экономике;
- увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку, до 2016 года - не менее 600 ежегодно, с 2016 по 2020 год - не менее 750 ежегодно;
- ряд других показателей.
Ежегодные отчёты о реализации Стратегии Министерство экономического развития Забайкальского края до 1 марта представляет в Правительство региона.
В приложения к Стратегии вынесены:
- Инвестиционные проекты, за счет которых предполагается достижение цели Стратегии и приоритетов инвестиционного развития края;
- Перечень нормативных правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность;
- Показатели, характеризующие эффективность деятельности организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- Перечень мероприятий по реализации Инвестиционной стратегии Забайкальского края на период до 2020 года.
Об Инвестиционной стратегии Забайкальского края на период до 2020 года