Документы
Постановление от 26 декабря 2013 г. N 586 "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года"

Номер: 586

Статус​ ​документа: действует

Категория: Постановление

Принявший​ орган: Правительство Забайкальского края

Стратегия социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года

Стратегия социально-экономического развития Забайкальского края до 2030 года утверждена постановлением правительства региона от 26 декабря 2013 года №586 (последние изменения от 28 января 2019 года).

Стратегия направлена на улучшение качества жизни человека, стабилизацию миграционного оттока, увеличение продолжительности жизни на основе сбалансированного развития края, развития жизненного пространства и региональной системы стратегического планирования, актуализации приоритетов и направлений развития в соответствии с задачами, поставленными Президентом и Правительством страны.

Оценка внутреннего потенциала Забайкальского края

В Стратегии отмечены достаточно высокие темпы роста экономики Забайкальского края в 2008-2012 годах — рост валового регионального продукта (за пять лет увеличился на 28,6%), промышленного производства, в том числе добывающей промышленности, производства и распределения электроэнергии, газа и воды, а также производства продукции сельского хозяйства и инвестиций в основной капитал. Cфера услуг росла быстрее промышленности. Например, оборот розничной торговли увеличился на 30,1%. Почти на треть выросли реальные денежные доходы населения снизился уровень безработицы и процент населения с доходами ниже прожиточного минимума, при этом на 60% выросла среднемесячная заработная плата, росла рождаемость и сокращалась смертность. Из негативных явлений выделено сокращение объёма строительных работ.

Несмотря на рост по ряду показателей, авторы Стратегии отметили отставание края от субъектов Российской Федерации по общему уровню экономического и социального развития - преодолеть его за пять лет не удалось. Среднедушевой объем валового регионального продукта составлял по Забайкальскому краю менее 60% от среднероссийского показателя. Рост экономических показателей в недостаточной мере сопровождается повышением качества жизни населения. Преимущественно это объясняется узкой специализированностью, разобщенностью и пространственной рассредоточенностью основных производственных объектов экономики, которые усложняют создание в регионе эффективных отраслевых кластеров и межотраслевых связей, развитие крупных перерабатывающих и логистических центров, формирование сильных мультипликативных и синергетических эффектов от реализации объемных инвестиционных проектов.

Авторы Стратегии отмечали, что без вмешательства органов государственной власти рынок не способен самостоятельно отрегулировать существующие дисбалансы. Они акцентировали внимание на то, что в крае чрезвычайно мало крупных высокотехнологичных промышленных предприятий, которые можно было бы использовать в качестве опорных точек комплексного территориального развития, окружая их множеством смежных производственных, сервисных и инновационных малых и средних предприятий, развивая, в соответствии с их потребностями содержание и деятельность учебных заведений.

Возможность преодоления отставания от других регионов связана с реализацией крупномасштабных инвестиционных проектов в профилирующих отраслях экономики региона, в инфраструктурном секторе и социальной сфере, а также реализацией госпрограмм. Также отмечена важность ускоренного развития местного самоуправления, культуры, образования, государственно-частного партнерства в социальном бизнесе, обеспечение роста и диверсификации бизнеса, особенно в сфере услуг и производства, целенаправленная поддержка и развитие гражданских инициатив.

В Стратегии проанализирован конкурентный потенциал региона. Как основное конкурентное преимущество выделен минерально-сырьевой потенциал, отмечена разветвлённая транспортная система, соседство с Китаем, достаточные мощности энергетической и транспортной инфраструктуры, свободные земельные площади. Перспективным назван агропромышленный комплекс, прежде всего животноводство. Отмечены значительные рекреационные ресурсы, позволяющие развивать все виды туризма. Авторами Стратегии проведён SWOT-анализ — выделены сильные и слабые стороны, возможности и угрозы в развитии забайкальской экономики.

Внешние условия

Проанализировано влияние и внешних условий — основные тренды мирового развития и особенности развития российской экономики в приложении к региональным реалиями, преимущества и угрозы от вступления России во Всемирную торговую организацию. Это приоритезация расходов бюджетов, приоритет на развитии образования, науки и инфраструктуры, укрепление институтов развития экономики, приоритет на ускоренном росте высокотехнологичных видов производства. Отмечена высокая конкуренция в территориальном распределении федеральных финансовых и других ресурсов, усиление конкуренции с другими регионами в отношении квалифицированных кадров. Основным гарантирующим фактором перспективного экономического роста региона остается рост инвестиционной активности.

Сценарии долгосрочного развития региона

В Стратегии сформулированы две альтернативы развития Забайкальского края: по инерционному сценарию и сценарию сбалансированного развития.

Основной характеристикой инерционного сценария является зависимость социально-экономических процессов от внешней конъюнктуры. В этом случае сохранится сырьевая специализация, зависимость от бюджетных трансфертов и акцент на выполнении транспортно-транзитных функций, сохранится высокий миграционный отток, сохранится монопрофильность в экономике большинства населённых пунктов, население будет постепенно смещаться в крупные города — прежде всего Читу и Краснокаменск.

В сценарии сбалансированного развития - он выбран как целевой - выделяется стратегическая ось развития региона с наложением на неё опорных инвестиционных проектов, с формированием поясов развития и мультипликативного влияния на развитие территорий края. В этом сценарии развитие региона зависит от развития его человеческого потенциала, и акцент сделан на развитие культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта. Предполагаются структурные преобразования в горнодобывающей промышленности, обрабатывающих производствах, строительстве, сельском хозяйстве, лесозаготовках, использование современного оборудования, развитие транспортной логистики, производств, связанных с углубленной переработкой ресурсов, экспортоориентированного сельхозпроизводства, въездного туризма. Роль «локомотивов» развития отведена горно-перерабатывающей промышленности, товарно-транспортной логистике, мясному животноводству, глубокой переработке древесины, а также выросшей предпринимательской активности бизнес-структур и населения края. При этом сделан акцент на повышении производительности труда и экономической эффективности за счет технического перевооружения и модернизации предприятий, увеличение в производственной сфере доли технологичных продуктов.

Стратегия предполагает переход в первом пятилетии реализации Стратегии к межотраслевому принципу управления и создание Агентства (Фонда) развития Забайкальского края, ориентированного на привлечение внешних и внутренних инвестиций, переход от управления затратами к управлению результатами. Отмечена высокая зависимость от принимаемых на федеральном уровне решений.

Миссия Забайкальского края

Говоря о миссии региона, авторы Стратегии обратили внимание на его глобальную роль - обеспечение целостности и стратегической безопасности России на ее восточных рубежах на фоне близости к стремительно развивающемуся Китаю. Отмечена важность мер по закреплению населения в регионе, повышению качества жизни до уровня выше среднероссийского, сохранению высокого федерального влияния (например, в госзаказе), развитию горнорудного и агропромышленного комплексов, обеспечению привлекательных условий ведения бизнеса, развитию инфраструктуры, выравниванию тарифов.

Цели Стратегии

Оперативными целями Стратегии определены:

●        повышение индекса качества жизни населения с 0,73 в 2012 году до 0,96 в 2030 году;

●        уменьшение доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума с 18,8% в 2012 году до 10,1% в 2030 году;

●        увеличение численности занятых в экономике в 1,2 раза, создание более 31 тысячи высокопроизводительных рабочих мест;

●        повышение доступности качественного образования с охватом 100% детей дошкольным и общим образованием и 80% детей и подростков - услугами дополнительного образования;

●        повышение качества здоровья, возможности получения высококвалифицированной медицинской помощи, в том числе удовлетворение потребности в высокотехнологичных видах медицинской помощи (от числа нуждающихся) до 90%;

●        увеличение валового регионального продукта в 2,7 раза;

●        обеспечение роста инвестиций в экономику в 2,8 раза.

В отдельном разделе Стратегии определены целевые показатели с перечнями необходимых для их достижения задач по следующим направлениям:

●        демографическое развития - увеличение продолжительности жизни населения до 75,7 года (в 2012 году - 66,4 года), увеличение численности населения и т.д.;

●        образование - обеспечение всех детей до 7 лет детсадами, полное обеспечение школ учителями, полная компьютеризация школ, отсутствие аварийных школ, уменьшение доли не сдавших ЕГЭ выпускников до 1,5%, обеспечение всех детей-сирот жильём и т.д.;

●        здравоохранение - снижение смертности и алкоголизации, решение вопросов кадрового обеспечения, оказание высокотехнологичной медпомощи 90% нуждающихся, строительство райбольниц и ФАПов и т.д.;

●        социальная защита населения - уменьшение численности безнадзорных детей; увеличение доли семей с детьми, получающих социальные услуги в учреждениях социального обслуживания; охват не менее 40% граждан пожилого возраста всеми видами социального обслуживания на дому и т.д.;

●        жилищная политика - развитие массового жилищного строительства, ликвидация ветхого и аварийного жилья; увеличение ввода в эксплуатацию жилых домов до 980 тысяч кв. м в год; снижение доли неблагоустроенного жилого фонда в крае до 15%; увеличение обеспеченности жильем населения края до 26 кв. м на человека и т.д.;

●        развитие культуры - улучшение материально-технической базы всех учреждений культуры, особенно в сельской местности; увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, до 80% и т.д.;

●        развитие физической культуры и спорта - увеличение количества забайкальских спортсменов по ключевым и традиционно успешным для края видам спорта, включенных в составы сборных России и регулярно получающих призовые места на российских и международных соревнованиях; значительное увеличение доли частных инвестиций в развитие отрасли физической культуры и спорта до 40%

●        развитие рынка труда и занятости - создание более 31 тысячи высокопроизводительных рабочих мест; увеличение численности занятых в экономике до 580,3 тысячи человек (в 2012 году - 488,7 тысячи человек); снижение уровня безработицы и т.д.;

●        местное самоуправление - увеличение собственных доходов муниципальных образований до 70% (в 2012 году - 35,4%); увеличение доли неналоговых поступлений до 35% (в 2012 году - 15,3%).

Стратегия территориально-пространственного развития Забайкальского края

В Стратегии отмечено, что наряду с модернизацией технической базы действующих предприятий наиболее эффективным и экономичным способом повышения конкурентоспособности производств представляется формирование территориальных и межотраслевых кластеров (объединений). Предполагается создание ряда агроиндустриальных и промышленных парков, туристических и горно-металлургических кластеров.

Выделены географические приоритеты:

●        овцеводческое направление в границах Агинского Бурятского округа и соседних районов;

●        растениеводческо-животноводческое направление в Приаргунском и соседних районах;

●        деревообрабатывающее направление (с концентрацией в группе западных районов);

●        туристическая специализация (Читинский, Забайкальский, включая Национальный парк "Алханай");

●        металлургическое направление в Краснокаменске.

В Стратегии выделено 10 зон опережающего развития: шесть федерального (Забайкальский территориальный горно-металлургический комплекс в юго-восточной части края, Чарский территориально-промышленный комплекс на севере, Торгово-промышленная зона в Забайкальске, Зона развития деревообрабатывающей промышленности на северо-востоке, Зона развития строительной индустрии на территории Оловяннинского и Могойтуйского районов, Туристско-рекреационная зона "Алханай") и четыре регионального уровня (Зона агломерации в Чите и прилегающих населенных пунктах, Промышленная зона в Могойтуе, Сельскохозяйственная производственно-перерабатывающая региональная зона в Агинском Бурятском округе, Приаргунская сельскохозяйственная зона ).

В Стратегии выделено создание Зоны территориального развития (Чита, Газимуро-Заводский, Оловяннинский, Борзинский, Забайкальский, Краснокаменский, Чернышевский и Могочинский районы). Резидентам зоны территориального развития должны предоставляться налоговые льготы, инвестиционные налоговые кредиты по налогу на прибыль организаций и по региональным налогам. На территории зоны предполагалась реализация 67 инвестиционных проектов, все они указаны в Стратегии.

Отдельный блок в Стратегии посвящён Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) “Краснокаменск”, которая создана в 2016 году в одноимённом моногороде. Целью является содействие развитию Краснокаменска привлечение инвестиций и созданием новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующего предприятия - Приаргунского производственного горно-химического объединения, которое является основным производителем урана в России. Ключевыми видами деятельности в ТОСЭР определены производство пищевых продуктов, металлургическое производство и производство прочей неметаллической минеральной продукции, деятельность в области здравоохранения. К 2019 году в реестр резидентов ТОСЭР были включены 5 организаций - медицинский центр "Азбука здоровья", акционерное общество "Атомспеццемент", три ООО - "Краснокаменский сурьмяный комбинат", "КРАСНОКАМЕНСКПРОМСТРОЙ", "Краснокаменское птицеводческое хозяйство".

В ТОСЭР действуют налоговые льготы, в том числе по налогу на прибыль, налогу на землю, налогу на имущество организаций; льготы по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды.

До 2020 года в ТОСЭР должно быть создано около 600 рабочих мест, инвестиции составят около 4 миллиардов рублей. До 2026 года планируется создать около 3,5 тысячи рабочих мест, инвестиции должны составить около 34 миллиардов рублей.

Стратегия развития экономики Забайкальского края

В развитии экономики региона выделено несколько смысловых блоков с целевыми показателями в каждом:

●        развитие геологического изучения недр - ежегодный прирост запасов по урану, золоту, чёрным и цветным металлам, подземным водам, газа. ежегодное финансирование геологоразведочных работ в крае должно составить 7 млрд рублей;

●        развитие горнорудной промышленности - рост объемов добычи полезных ископаемых в 3 раза; ежегодный прирост объема инвестиций в предприятия комплекса на уровне 6-7%;

●        развитие топливно-энергетического комплекса - создание 1200 новых рабочих мест; прирост генерирующих мощностей на 900 мВт; увеличение электропотребления на душу населения до 10050,6 кВт. ч (в 2012 году - 6995,3 кВт. ч). Отдельно отмечено, что реализация энергоресурсов будет ориентирована как на внутренний, так и внешний (КНР) рынки;

●        развитие машиностроительного комплекса - увеличение объемов производства продукции машиностроения до 2,5 млрд рублей (в 2012 году - 809 млн рублей); повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции машиностроительного комплекса;

●        развитие лесопромышленного комплекса - рост объема инвестиций в развитие лесопромышленного комплекса в 1,5 раза; увеличение объемов производства конкурентоспособной (высокосортной) продукции из древесины в 5 раз;

●        развитие агропромышленного комплекса - увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2 раза к уровню 2012 года, в том числе производства зерна в 1,4 раза, рапса - в 6 раз, скота и птицы на убой (в живом весе) - в 1,3 раза, молока - в 1,3 раза, шерсти - в 1,3 раза; повышение рентабельности сельскохозяйственного производства;

●        развитие строительного комплекса - увеличение в 4,5 раза к уровню 2012 года объема работ, выполненных по виду деятельности "строительство" (до 195 млрд рублей); увеличение числа строительных организаций до 360 (в 2012 году - 343); увеличение доли инвестиций в основной капитал строительных организаций в общем объеме инвестиций в основной капитал до 50% (в 2012 году - 39,5%);

●        развитие внешнеэкономических связей - увеличение внешнеторгового оборота до 1,6 млрд  долларов с увеличением в нем доли экспорта с 24,8% в 2012 году до 56,9%; рост привлеченных иностранных инвестиций до 2,6 млрд. долларов; расширение географии внешнеэкономических связей (в АТР, Евросоюзе);

●        развитие туристско-рекреационного комплекса - развитие внутреннего туризма с увеличением внутреннего туристского потока до 65 тыс. человек; формирование имиджа Забайкальского края как территории, благоприятной для туризма, с увеличением числа иностранных туристов и туристов из других регионов до 15 тыс. человек; увеличение доли туризма в ВРП края до 1%;

●        развитие малого и среднего предпринимательства - увеличение объема продукции, произведенной малыми и средними предприятиями, до 14,5% ВРП; рост доли занятых в малом и среднем бизнесе до 30%; расширение географии сбыта продукции, производимой бизнесом, с выходом за пределы региона на российские и международные рынки;

●        инновационное развитие - рост удельного веса инновационных товаров, работ, услуг до 13%; удельного веса инновационных организаций до 15%.

Реализация бюджетной политики

В бюджетной политике региона упор сделан на соблюдение всех требований Бюджетного кодекса РФ, исполнение публичных нормативных обязательств, обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы региона, сохранение и развитие доходного потенциала, проведение взвешенной долговой политики, совершенствование финансовой поддержки местных бюджетов и повышение эффективности бюджетных расходов, создание условий для инновационной и инвестиционной деятельности.

Среди целевых показателей на долгосрочную перспективу авторы Стратегии выделили отсутствие просроченной кредиторской задолженности краевого бюджета; удельный вес программных расходов краевого бюджета в 70% от общих расходов; снижение объема госдолга края; увеличение доли капитальных расходов; привлечение кредитов на расходы инвестиционного характера; снижение дефицита бюджета края.

Дефицит бюджета планировалось использовать как стимул для активизации экономических процессов, при этом рост расходов должен приобрести вид инвестиций в человеческий капитал и стимулировать экономику.

Доходный потенциал края предлагалось растить через поддержание благоприятного налогового климата, в том числе налоговые льготы; поддержку инвестиционной и инновационной деятельности, модернизацию производства.

Стратегия предусматривает совершенствование финансовой поддержки местных бюджетов для большей самостоятельности органов местного самоуправления и повышения их ответственности за результаты.

Стратегия развития инфраструктуры Забайкальского края

В этом разделе Стратегии выделено четыре смысловых блока - обновление основных фондов, развитие транспортно-логистической инфраструктуры, информационно-телекоммуникационной и коммунальной инфраструктуры.

В обновлении основных фондов стратегической целью задано снижение износа основных фондов ЖКХ до 61% против 70% в 2012 году. Для этого предполагалось софинансирование строительства объектов из средств федерального бюджета, применение инструментов государственно-частного партнерства; модернизация оборудования и производственной техники; применение современных ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий; подготовка и переподготовка кадров; развитие инновационной инфраструктуры - финансовой, информационной, правовой, организационной.

В развитии транспортно-логистической инфраструктуры стратегическими целями названо увеличение доли автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием до 50% (в 2012 году - 7,7%); плотности транспортных коммуникаций до 60 км на 1 кв. км (в 2012 году - 49 км на 1 кв. км); количества местных (внутренних) авиарейсов. Среди широкого перечня инструментов для достижения этих целей выделено, в частности, строительство и интеграция в единую сеть автовокзалов и автостанций; увеличение гарантированных глубин судоходных путей и повышение уровня безопасности водного транспорта; создание региональной авиакомпании; модернизация и расширение сети местных аэропортов. В Стратегии перечислен ряд ключевых проектов - строительство дорог федерального, регионального и межмуниципального значения; завершение комплексной реконструкции участка Карымская - Забайкальск Забайкальской железной дороги; строительство железнодорожных линий Нарын - Лугокан, Новая Чара - Чина, Новая Чара - Апсатская, Приаргунск - Березовское, Могзон - Новый Уоян; реконструкция аэропортовых комплексов "Кадала" в Чите, а также аэропортов в Чаре и Краснокаменске; создание транспортно-логистического грузового центра международного значения в Забайкальске.

В развитии информационно-телекоммуникационной инфраструктуры стратегической целью названо увеличение доли населения, имеющего возможность приема цифровых телеканалов, до 99,8% (в 2012 году - 70,3%). Реализация приоритета предусматривает, в частности, увеличение покрытия услугами широкополосной, высокоскоростной интернет-связи в сельской местности; создание и развитие архитектуры Электронного правительства в Забайкальском крае; предоставление в электронном виде полного спектра государственных и муниципальных услуг; внедрение системы дистанционного обучения, прежде всего в сельских образовательных организациях.

В развитии коммунальной инфраструктуры в стратегических целях названы уменьшение износа объектов коммунальной инфраструктуры до 61%; увеличение до 70% обеспеченности коммунальными услугами, соответствующими стандартам качества; снижение доли расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи до 6,5% (в 2012 году - 20%). Инструментами достижения целей названы, в частности, строительство новых и реконструкция действующих объектов ЖКХ; повышение эффективности муниципального коммунального хозяйства за счет ускоренного замещения унитарных предприятий частными операторами и перевода объектов коммунальной инфраструктуры в частную собственность; стимулирование инвестиций в модернизацию и развитие ЖКХ; создание льготных условий для развития и модернизации коммунальной инфраструктуры в малых городах и на селе.

Стратегия развития экологической устойчивости Забайкальского края

В этом разделе выделено два блока - развитие рационального природопользования и развитие особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

В рациональном природопользовании в долгосрочной перспективе Забайкальский край должен стать экологически благоприятной территорией России за счёт экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий; обеспечения экологически безопасного обращения с отходами; защиты населенных пунктов от наводнения и формирования экологической культуры.

 

Стратегия развития ООПТ предусматривает увеличение к 2030 году площади территорий с особым режимом природопользования в регионе до 7%. В числе инструментом названо создание новых природных парков, заказников и памятников природы; восстановление популяций наиболее ценных в хозяйственном отношении видов растений и животных, редких и исчезающих биологических объектов; оптимизация системы и повышение эффективности государственного управления ООПТ регионального значения.

Безопасность среды проживания

В этом блоке в числе стратегических целей названо повышение в рейтинге безопасных регионов России до 30-го места; увеличение доли экологически безопасной утилизации твердых коммунальных отходов до 90% за счет налаженной системы сбора и хранения; снижение доли загрязненных сточных вод до 20% от их общего объёма.

Инструментами достижения этой цели названо, в числе прочего, благоустройство и озеленение территорий; установка систем видеонаблюдения на улицах населенных пунктов; совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов; социальная адаптация отбывших наказание граждан; создание и совершенствование условий для деятельности добровольных формирований жителей по охране общественного порядка.

***

В четырех завершающих разделах Стратегии выделены механизмы её реализации (перечень программ, которые необходимо разработать, и структур, которые призваны поддерживать развитие территории), этапы реализации (три этапа: до 2020 года, до 2025 года, до 2030 года), стратегические риски (внешние и внутренние риски), а также финансовое обеспечение Стратегии (общие потребности в её реализации определены в 3 триллиона рублей за счёт всех источников финансирования - от федерального бюджета до банковских кредитов).

В приложения выведены опорные инвестиционные проекты, целевые индикаторы до 2020 года, план мероприятий до 2030 года и аналитические материалы - данные по демографии, уровню жизни населения, образованию, здравоохранению, жилищной политике и так далее.

 

В 2020-2021 годах будет осуществляться разработка Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2035 год.  



Постановление Правительства Забайкальского края от 26.12.2013 N 586

Закрыть
Регистрация
(город, село и т.д.)
Изображение профиля
Изображение 1
80x80 px
Изображение 2
50x50 px
Изображение 3
30x30 px
Изображение 4
20x20 px
Дополнительные сведения:
Яндекс.Метрика