Как заинтересовать местные и региональные власти в улучшении делового климата
1.12.2016

Борис Титов: Бизнесом, тем более небольшим, сейчас в России заниматься тяжело. Это сложно, небезопасно, а в последние годы еще и все менее выгодно. К сожалению, мы так и не восстановили численность индивидуальных предпринимателей после их массового снятия с регистрации в 2013 году, когда им резко повысили социальные страховые взносы. А с предпринимательской жилкой у нашего народа полный порядок. Бизнес неоднократно подставлял свое плечо стране. В 1991 году именно предпринимательская энергия сотен тысяч челноков буквально в считанные месяцы накормила страну. В 1998-м после дефолта именно бизнес быстро вытащил экономику из кризиса. Увы, сейчас слишком много негативных факторов складываются в одно целое. На фоне долгоиграющего кризиса все усилия властей, направленные на дерегуляцию и улучшение делового климата, разбиваются о непосильную налоговую и кредитную нагрузку. Если же дать нашим людям стимулы для развития собственного дела, то, уверен, бизнес быстро расправит плечи. БТ: Налоговая и кредитная нагрузка. У нас любят приводить данные, что мы на одном из последних мест в Европе по степени налоговой нагрузки, но это без учета социальных страховых взносов, которые упорно не хотят считать налогами. А вот если их учесть, то у нас нагрузка окажется на уровне Франции и Скандинавии, но мы же развивающаяся экономика. Нам стимулировать рост нужно. А ведь есть еще и неналоговые платежи, и обременения, число которых постоянно растет. Взять тот же "Платон"... Кроме того, жесткая монетарная политика ЦБ приводит к сильно завышенной цене денег внутри страны. Сложно конкурировать даже с ближайшими соседями. Поэтому тяжело начать дело, тяжело и развивать его.Российская газета: В последнее время ежегодный прирост новых ИП чуть ли не втрое меньше, чем прекращающих деятельность. Каковы, на ваш взгляд, главные внешние ограничения, не позволяющие человеку реализовать предпринимательскую инициативу? РГ: А иные ограничители у уже сложившегося, устоявшегося бизнеса? БТ: Наши проблемы - прежде всего внутренние. Глобальная- зависимость экономики от цен на сырье. Убытки от санкций в три раза меньше, чем от падения мировых цен на сырье. Плюс дикая зарегулированность: 53 контролирующих органа, миллионы проверок в год, десятки тысяч нормативных актов, которые иной раз просто нереально выполнить, так как они противоречат сами себе. Высокая стоимость кредита и сложность процедуры его получения. Так, промышленным предприятиям активы оценивают при залоге в одну пятую реальной стоимости, а вот кадастровую оценку, наоборот, начисляют в разы больше. Поэтому надо меньше оглядываться на мировую экономику и заниматься решением собственных проблем. РГ: Введение института бизнес-омбудсмена создало постоянно действующий канал связи между малым бизнесом и властью. Но есть еще одна сторона, от действий которой бизнес очень зависит. Это монополии. Существуют ли у малого бизнеса способы коммуникации с монополиями, склонны ли они прислушиваться к его запросам? БТ: Фактически такие каналы отсутствуют. В случае конфликта с естественными монополиями следует обращаться в ФАС. Но пока эта служба предпочитает закрывать глаза на то, как предпринимателям порой выкручивают руки при подключении к сетям и коммуникациям, на запредельные порой тарифы на электричество, тепло, газ. В случае сильного и затяжного конфликта можно обратиться и к бизнес-омбудсмену. У наших региональных уполномоченных есть опыт решения подобных споров.

Мы предлагаем ввести целый ряд существенных поправок, которые призваны повысить ее эффективность. Прежде всего надо сделать ее обязательной, убрав все исключения, и перейти на "пакетный" принцип работы с законопроектами (за исключением неотложных случаев), регулирующими отношения в сфере предпринимательской деятельности. Принимать их не чаще одного раза в год с обязательным переходным периодом. Также не допускать к процедуре ОРВ проекты нормативных актов без предварительной оценки их социально-экономических последствий для бизнеса и без проектов подзаконных актов, которые обеспечивали бы применение соответствующих законов после их вступления в силу. Кроме того, мы хотим предоставить уполномоченным по защите прав предпринимателей право давать официальные заключения на законопроекты в сфере предпринимательства.БТ: Увы, система ОРВ не работает ни на федеральном, ни на региональном уровнях. Из-под ее действия выведены все законы, касающиеся бюджета, налогов и т.п. То есть сейчас фактически есть возможность провести любой закон или нормативный акт, минуя оценку регулирующего воздей­ствия. Также следует учесть, что под ОРВ практически не подпадает колоссальный массив муниципальных нормативно-правовых актов. Процедура ОРВ требует дальнейшей доработки. РГ: Насколько, на ваш взгляд, заинтересованы в развитии малого и среднего бизнеса региональные власти, муниципалитеты? БТ: Заинтересованность в целом невысока, поскольку работать над созданием благоприятного делового климата и развитием МСП на территориях нужно много, а отдача в целом невелика, так как межбюджетные отношения выстроены таким образом, что в случае прибавки налоговых поступлений в региональный бюджет на столько же сокращается трансфер из федерального. И если нет конкретного руководителя, который проявляет заинтересованность в этом вопросе, то, конечно, гораздо легче ничего не делать и просто выпрашивать деньги из госбюджета. Поэтому мы считаем необходимой серьезную корректировку межбюджетных отношений, а также существенное перераспределение налогов в пользу регионов и муниципалитетов, чтобы у них появилась реальная заинтересованность в развитии бизнеса на своей территории.

БТ: Да. Собственно, первые шаги в этом направлении уже делаются. Наши предложения о введении квоты для МСП при госзакупках реализуются. Также принят закон об обязательной квоте для МСП при закупках госкомпаний. Это огромный рынок. Но пока гиганты индустрии в большинстве своем пытаются обходить эти нормы. Стараемся создать работающий механизм.РГ: Есть мнение, что малый и средний бизнес не развивается так активно, как хотелось бы, потому что для него нет места на рынке. Чтобы его доля в ВВП выросла, необходимо открыть новые ниши. Большой бизнес на это не пойдет. А раз так, то только государство может расширить рынок для малого бизнеса. Вы согласны с такой точкой зрения? РГ: С тех пор как Столыпинский клуб огласил основные положения плана неотложных мер по восстановлению экономического роста в стране, идет дискуссия с рыночниками-фундаменталистами, как вы называете единомышленников Алексея Кудрина. Она выявила точки соприкосновения? БТ: Точки соприкосновения, конечно, есть. И мы, и Кудрин едины в том, что стране нужна современная конкурентная рыночная экономика. Мы согласны и с тем, что необходима институциональная реформа, повышение независимости судов и многие другие вещи. Но вот в оценке того, какая денежно-кредитная политика нужна стране, мы сильно расходимся. К сожалению, Кудрин и его команда по-прежнему практикуют бухгалтерский подход к управлению финансами. Для них главное - собрать и перераспределить деньги, обеспечить низкую инфляцию и стабильность макрофинансовых показателей. Но стабильность в кризис - это стагнация, консервация упадка. Мы же считаем, что денежно-кредитная политика государства должна быть активной, стимулировать экономический рост. Мы сторонники того, что на Западе имеет название "денежно-промышленная политика", то есть направление денег в реальный сектор экономики, создание новых рабочих мест, новой добавленной стоимости. Практика всего мира показывает, что направление денег в производство приводит к очень небольшой инфляции, так как она компенсируется создаваемыми материальными ценностями. Владимир Путин, президент РФ:Нужно приложить все силы, чтобы в сфере малого предпринимательства сохранилась стабильность, чтобы временные ограничения - и экономические, и бюджетные - не стали преградой для притока в эту сферу как можно большего числа образованных, современно мыслящих и инициативных людей.

[Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи] Зарегистрироваться
Новое
Бизнес-омбудсмен Забайкалья обсудила с предпринимателями необходимые меры поддержки на период коронавируса
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Забайкальском крае встретилась с представителями бизнеса в целях обсуждения и выработки мер, необходимых для поддержки малого и среднего бизнеса региона в условиях пандемии коронавируса. ...
Опубликовано 27.03.2020
35
Третий офис МФЦ открыли в Чите
Третий, самый компактный офис МФЦ Мои документы появился в Чите по адресу улица Ярославского, 40. Он уже начал работу и с 25 марта принимает посетителей. Запуск этого офиса позволит повысить уровень доступности получения услуг на базе МФЦ для жителей Ингодинского района города. «Это самый компактный офис из вс...
Опубликовано 27.03.2020
32
АСИ объявило конкурс умных решений по борьбе с коронавирусом
Агенство стратегических инициатив объявило конкурс умных решений по борьбе с коронавирусом и его последствиями. Призовой фонд – 2,9 миллиона рублей. Конкурс называется «Смарт.Эволюция» и делится на несколько номинации. «Смарт.АнтиВирус» - решения или методики по адаптации жизни лю...
Опубликовано 27.03.2020
32
Закрыть
Регистрация
(город, село и т.д.)
Изображение профиля
Изображение 1
80x80 px
Изображение 2
50x50 px
Изображение 3
30x30 px
Изображение 4
20x20 px
Дополнительные сведения:
Яндекс.Метрика